windows-1251Чувства
www.jainworld.com
Уровень 2. Урок 2.
JAINA
Чувства.
Кубик Льда Пожар Учитель: Кто-нибудь может подержать кусок льда?
Комал: Я могу, но не очень долго, а то пальцы замёрзнут.
Учитель: Так. А есть кто-нибудь, кто может сколько-нибудь подержать руки над огнём?
Бхарати: Никоим образом! Огонь слишком горячий. Мы обожжёмся.
Учитель: Хорошо. А теперь скажите мне, сколько весит футбольный мяч или теннисный шарик?
Мохан (держит оба): Я не могу сказать точно, но футбольный тяжелее теннисного.
Учитель: Хорошо. А кто-нибудь из вас когда-нибудь спал на лавке?
Динеш: Доводилось. Но на ней тяжеловато спать, если долго.
Учитель: Согласен. А кто-нибудь может сказать мне, откуда мы узнаём, насколько холоден лёд, насколько горяч огонь, насколько тяжёл мяч или насколько тверда лавка?
Рави: Мы можем чувствовать лёд, огонь, мяч и лавку руками.
Учитель: Помните, что эта способность чувствовать тоже называется чувством. Мы можем чувствовать холод, жар, вес, сухость, влажность, гладкость или шероховатость с помощью осязания, потому это называется чувством осязания. Через кожу мы чувствуем разные вещи.
Осязание – наше первое чувство.
Учитель: Вы все пробовали мороженое?
Джатин: Конечно, все. Оно сладкое на вкус. Мне оно нравится.
Учитель: Скажите мне, на что похож апельсиновый сок?
Ракеш: Он сладкий.
Учитель: А откуда ты это узнал?
Ракеш: Я это почувствовал языком и он ощущается именно так.
Учитель: Итак, с помощью чувства вкуса мы можем определить, являются ли предметы сладкими, солёными, горькими или едкими. Чувство вкуса – наше второе чувство. Язык может чувствовать различные вещи.
Учитель: Мина, а как ты решаешь, какую парфюмерию покупать?
Мина: Это легко. Я нюхаю их и покупаю тот аромат, который мне нравится.
Учитель: Слушайте дальше. С помощью чувства обоняния мы можем определить, приятен запах или неприятен. Нос помогает нам решить это. Обоняние – наше третье чувство.
Койял, какого цвета небо?
Койял: Голубого.
Учитель: Бхарати, каков цвет твоей цепочки и кольца?
Бхарати: Цепочка золотая, а кольцо серебряное.
Учитель: Нила, скажи мне, как люди узнают цвета этих предметов?
Нила: Мы их видим глазами.
Учитель: Верно. Помните, что посредством чувства зрения мы можем видеть разные цвета и формы. Это – наше четвёртое чувство и глаза помогают нам решить это.
(За окном начинается большой шум.)
Рави: Может сделаем перерыв?
Учитель: Почему?
Рави: Из-за шума снаружи вас трудно слышать.
Учитель: И что за виды шума ты слышишь?
Рави: Оркестра, вопящих детей и машин.
Учитель: А как ты можешь определить, чем являются эти различные шумы?
Рави: С помощью ушей.
Учитель: Верно. С помощью ушей мы можем слышать различные звуки и определяем, откуда они исходят. Слух – наше пятое и последнее чувство.
Таким образом, у нас в общей сложности пять чувств.
Теперь вы знаете, что мы чувствуем предметы кожей, вкусы – языком, запахи – носом, видим глазами и слышим ушами. Все мы имеем пять чувств.
Итак, человеческие существа обладают пятью чувствами.
Комал: А все ли живые существа имеют пять чувств?
Учитель: Может кто ответить?
(молчание в классе)
Учитель: Нет. Некоторые живые существа имеют пять чувств, а другие могут иметь четыре, три, два или одно чувство. Животные и птицы имеют пять чувств, как и мы. Насекомые могут иметь четыре, три или два чувства, а растения – только одно.
Нам очень повезло в том плане, что мы имеем пять чувств. Так что мы должны быть очень внимательными к тому, как мы их используем. Вопросы:
1.Что такое чувство?
2. Сколько вообще существует чувств?
3. Назовите все чувства.
4. Какое наименьшее количество чувств может иметь джива?
5. Какое наибольшее количество чувств может иметь джива?
6. А сколько чувств имеет аджива?
Подберите соответствие следующим санскритским словам:
Экендрия
Двиндрия
Триндрия
Чатуриндрия
Панчендрия
Примечание переводчика:
Индрия: чувство. Санскритские числительные подобны русским.
Ekendriya Э$ чувства Beindriya Щ$ чувств Teindriyas Одно чувство Chaurindriya Я$ чувства Panchendriya 2 чувства